28 сентября прошёл областной онлайн-семинар по итогам реализации инновационного социального проекта «Забота рядом», получившего грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для участия в семинаре было заявлено 57 человек.

В ходе проекта внедрялась социальная практика технологии развивающего ухода за детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР). Технология включает в себя обеспечение повседневной двигательной активности детей целевой группы, формирование бытовых и коммуникативных навыков в том числе с применением средств альтернативной дополнительной коммуникации, участие детей в организованной занятости в соответствии с их возможностями.

Проект реализовывался на базе отделения социальной реабилитации детей-инвалидов.

Подводя итоги большой работы специалистами отделения был дан анализ социальной эффективности проекта с итоговыми показателями, перспективами работы, опытом проектной деятельности, работы с родителями и волонтёрами.

К решению проблем семей, воспитывающих детей с инвалидностью, были привлечены соучастники проекта среди внутриведомственных и межведомственных структур. Мероприятиями проекта было охвачено 17 семей.

Все непосредственные участники проектного процесса прошли подготовку. Всего было проведено четыре обучающих семинара. Два из них для специалистов в том числе один совместно с родителями и два для волонтёров.

Обучение детей жизненным компетенциям велось на протяжении всего проекта. Запланировано и проведено более тысячи групповых и индивидуальных занятий и практикумов с детьми. Система работы с детьми, механизм учёта их продвижения и использование реабилитационного оборудования, приобретённого на средства гранта, повлияли на результативность работы по внедрению технологии развивающего ухода, существенно повысившей качество жизни детей с ТМНР.

В процессе проектной деятельности выстроилась система работы с родителями, включая мероприятия обучающего, информационного, практического и демонстрационного характера. Правильно выбранные формы работы и наличие электронных ресурсов позволили охватить информированием большее количество человек из ближнего окружения детей.

За период проекта было проведено два видео салона для родителей – это своеобразный видео отчёт о проделанной работе с детьми. Послабления в эпидемиологическом режиме позволили провести запланированные для родителей 4 тематических практикума по развивающему уходу за детьми.

Каждая семья, вошедшая в целевую группу проекта, получила печатные экземпляры четырёх буклетов и двух журналов для родителей «Калейдоскоп» в помощь и личное пользование.

Взаимодействие со школьниками-волонтёрами носило обучающий характер с выходом на практическую и творческую деятельность. Началось оно с семинаров, направленных на обучение общению с особыми детьми и составлению видеороликов «социальных историй» в помощь детям, семье и специалистам реабилитационного процесса. Затем была практическая работа и апробация полученных результатов. Итогом стали подготовленные «социальные истории» – видеоролики для детей с особенностями в развитии. Результат творческой волонтёрской работы имеет определённую ценность и актуальность не только для особых детей, но и для дошкольников и учащихся начальной школы, так как эти десять историй предназначены научить детей жить в обществе.

Во время проекта было подготовлено много информационного и методического материала не только для родителей, но и для специалистов, который будет размещён в свободном доступе на сайте учреждения. Надеемся, что он окажется востребованным.